В настоящее время никто не оспаривает важность быстрого терапевтического эффекта при расстройствах, вызванных повреждением головного мозга. Интенсивные исследования в этой области привели к разработке новых методов реабилитации. Очевидно, что возникла необходимость использовать компьютер и в нейропсихологической реабилитации.

Первоначально для диагностики когнитивных способностей использовались автоматизированные методы. Тем не менее, эти программы редко удовлетворяли разные потребности пациента. С 1986 года, психологами, неврологами и инженерами из Магдебурга постоянно развивалась и совершенствовалась компьютерная техника, используемая в когнитивном обучении. Результатом этого сотрудничества стала междисциплинарная RehaCom система, которая успешно используется в различных медицинских и психологических учреждениях с 1989 года.
Целью системы RehaCom является улучшение производительности для всех типов когнитивных нарушений. Что было достигнуто путем разработки удобных, специально обучающих программ, общение пациента с системой, при помощи специально сконструированной (простой и эргономичной) настольной панели Это позволяет использовать систему эффективнее пациентами с различными симптомами и различными степенями расстройства.

Эргономичная панель                                          
Группа разработчиков, уделила особое внимание, кнопкам и джойстикам. Панель была разработана так, что она легко используется лицами интеллектуально и физически недееспособными. Эргономичная панель была получена с учетом различных аспектов нейропсихологического характера. В результате, панель оснащена четко отделенными друг от друга, различающимися по цвету элементами:
• крупные кнопки                                                               
• многофункциональный джойстик
• красная кнопка экстренного вызова - позволяет пациенту прекратить упражнения в любое время (например, для дальнейших указаний или для перерыва).

Эффективность
Эффективность обучения восприятия во многом зависит от мотивации пациента.
RehaCom система является столь же эффективной, как и традиционные методы когнитивных упражнений. Эффективность этого вида реабилитации была подтверждена опытным путем.

Настройка программы упражнений
RehaCom система позволяет регулировать сложность задачи по возможности пациента. После каждого правильного решения задачи, вы получаете следующий, более высокий уровень сложности. Если вы допустили ошибку, уровень сложности автоматически уменьшается.
Принцип адаптации предполагает, что пациент положительно мотивирован в процессе обучения, задача может быть не слишком сложной и не слишком легкой. Еще одним преимуществом хорошо подобранных упражнений программы является ее многомерность. Если, например, пациент выполняет упражнения, в программу упражнений могут быть постепенно включены задачи, связанные с осуществлением выполнения других функций, таких как решения проблем кратковременной памяти.

Мотивация
В целом, пациенты хорошо приспосабливаются к эргономичной системе панели RehaCom. Она привлекательна и не похожа на клавиатуру компьютера. Все используемые элементы и задачи четко описаны, диалоги отображаются на экране ясно. Пациент может быть спокоен и без страха работать с программой. Когда он правильно решил задачу, он получает положительные отзывы. Если он допустил ошибку, получает помощь и дополнительную информацию. Она совместима с приемами психологии в обучении.

Оценка результатов терапевтом
В конце сессии, пациент может ознакомиться со своими достижениями, наблюдая за графиком результатов. RehaCom система четко и детально сообщает терапевту об выполнении программы в текущей и предыдущих сессиях. «Оценка» предоставляет доступ к более подробной информации (например, число неправильных ответов, время ответа и т.д.). Таким образом, врач может быстро разобраться в ходе учений.

Экономичность системы
Единственное условие работы автономно (без врача) является правильное понимание сути задачи. Необходимость в работе терапевта значительно снижается в связи с отсутствием потребности непрерывного регулирования уровня сложности. Нет необходимости в постоянной мотивации пациента терапевтом. Инвестиций в системы RehaCom быстро окупаемы, как в клинической работе, так и в психологических консультациях. Поддержка предлагаемой программы проста в использовании. Система RehaCom оснащена меню контекстной помощи (подсказки, советы, объяснения). Все системные функции изложены в понятной форме. В случае сомнения и вопросов, связывайтесь с Вашим дилером.

Дальнейшее развитие
За последние пять лет система RehaCom получила признание по всей Европе. Во многих больницах и реабилитационных клиниках используют её каждый день. Комментарии полученные от пользователей и их предложения по улучшению являются очень важными для дальнейшего развития этого метода. Результаты и литературы могут быть доступны для заинтересованных сторон.

 

Акустическая реакция (AKRE)

Краткое описание
Целью программного модуля "Акустическая реакция» является повышение точности и скорости акустических реакций. Звуки знакомые пациенту в его повседневной среде.

Показания
Процедура рекомендуется взрослым, которым диагностирован как дефицит скорости реакции и точности реакции, так и нарушения акустической возможности дифференциации. Кроме того, обучение требует умственную гибкость и пристальное внимания. Терапевт должен убедиться, что пациент не слишком напряжен. Для обучения детей от 8 лет используется инструкция, ориентированная на ребенка.

Основные требования к пациенту
Основные требования к пациенту - способность воспринимать звуки и различать их. Для автономного обучения пациент должен самостоятельно работать с панелью RehaCom.

Задача
Во время подготовительного этапа пациент учится ассоциировать звуки с помощью кнопок на панели RehaCom. После того как услышан ряд звуков (лай собаки, звонок телефона и т.д.) пациент должен нажать на соответствующие кнопки на панели RehaCom.

Учебное пособие
На данный момент предоставлены около 60 различных звуков (например, звук волны на пляже, лай собаки). Во время процедуры необходимо использовать панель RehaCom.

Уровни сложности
Уровень сложности изменяется количеством звуков в ряд. Использование посторонних раздражителей и использование фоновых звуков (например, тихая музыка) влияет на сложность процедуры.

Эффективность
В настоящее время процедура проверена с научной точки зрения. Благодаря максимальной приближённости к реальной жизни и хорошей передаче навыков, ожидается высокая подготовка к повседневной жизни.

Поведенческая реакция (REVE)

Краткое описание
На экране показаны дорожные знаки. Рядом с каждым есть обозначение кнопки на панели RehaCom. Кнопку нужно нажать, когда соответствующий дорожный знак появится в середине монитора. Таким образом, во время процедуры совместно развиваются внимание и память.

Показания
Процедура предназначена для всех пациентов с пониженной скоростью реакции. Такое снижение быстродействия почти всегда происходит в диффузных повреждениях мозга при деменции, черепно-мозговых травмах, инсультах, ишемии и др.

Основные требования
Пациент должен быть в состоянии понять и  выполнять самостоятельно указания инструкции.

Учебные материалы
Учебный материал состоит из реалистичных дорожных знаков. Во время обучения на экране представлены фотографии дорожных знаков и соответствующие кнопки реакции. При нажатии клавиши «ОК» процедура обучения прекращается. Для этой программы необходимо использовать панель RehaCom.

Уровни сложности
Процедура имеет несколько типов задач с разным количеством уровней сложности:
- Следующий дорожный знак появляется только после ответа.
- Постоянный интервал времени между заданиями.
- Интервал времени между заданиями изменяется адаптивно. После правильного ответа интервал уменьшается.

Эффективность
Многих нейропсихологических исследованиях доказывают высокую эффективность применения процедуры «Поведенческая реакция».

Визуально-конструктивные способности (KONS)

Краткое описание
Процедура “Визуально-конструктивные способности” развивает визуальную реконструкцию конкретных картин. Пациент запоминает цельную картину в деталях. Впоследствии картина разделяется на несколько частей. Пациенту нужно восстановить картинку правильно.

Показания
Для решения визуально-реконструкционных задач необходимо иметь хорошую  память и внимание. Предназначено для обучения пациентов с легкой или средней степенью зрительно-конструктивных способностей. Обучение подходит для детей от 8 лет.

Основные требования
Не применяется для пациентов с высокой степенью апраксии, амнезии, и нарушениями концентрации.

Задача
Обучение основано аналогично традиционной игре «Пазл». В начале процедуры изображение отображается в виде цельной картинки, которое нужно запомнить в подробностях, насколько это возможно. Когда пациент нажимает кнопку «ОК», или по истечении определенного времени, картина разделяется на определенное количество частей. После этого пациенту необходимо собрать картинку.

Учебные материалы
Изображения на экране появляются в очень высоком разрешении. Во время процедуры используются изображения домов, лиц, картины, пейзажи и т.д.

Уровни сложности
В процедуре используется несколько уровней сложности. Уровень сложности определяется числом частей загадки. Картина может быть разделена от 4 до 36 частей.

Эффективность
Многие нейропсихологические исследования доказывают высокую эффективность применения процедуры «Визуально-конструктивные способности».

Внимание и концентрация (AUFM)

Краткое описание
Процедура «Внимание и концентрация» основана на методе сравнения образца. Пациенту необходимо найти картину из ряда, которая соответствует точно "Картинке сравнения".

Показания
Данная процедура применяется при нейропсихологических расстройствах головного мозга:
- 80% больных, перенесших инсульт (апоплексический удар),
- черепно-мозговая травма,
- диффузные органические нарушения мозга (например, вследствие хронического злоупотребления алкоголем или интоксикации),
- другие заболевания центральной нервной системы.
Обучение подходит для взрослых пациентов и для детей в возрасте от 6 лет.

Основные требования
Для процедуры необходимо понимание легких текстов инструкции, способность выполнять визуальные задачи дифференцирования и обращаться с большими кнопками пульта управления.

Задача
Необходимо из ряда картинок найти картинку, которая соответствует «Картинке сравнения».

Учебный материал
Программа имеет в памяти 49 наборов картинок, каждый из которых содержит 16 картинок. Картинки появляются на экране в высоком качестве. На картинках  представлены различные виды объектов:
- конкретные объекты (фрукты, животные, лица, и т.п.),
- геометрические объекты (круги, прямоугольники, треугольники различных размеров),
- буквы и цифры.
Уровни сложности
В целом доступны 24 уровня сложности. Показатель уровня сложности - число картинок в матрице.

Эффективность
Многие нейропсихологические исследования доказывают высокую эффективность применения процедуры «Внимание и концентрация».

Топологическая память (MEMO)

Краткое описание
Даная процедура, предназначенная для топологической памяти. На экране изображены картинки (например, лев, цветок, дом, автомобиль и т.д.). Нужно запомнить их положение. Одна из картинок будет перевернута, пациент должен найти её.

Показания
Данная процедура предназначена для развития топологической памяти. Применяется  для взрослых и детей от 11 лет.

Основные требования к пациенту
Не применяется для пациентов с плохим зрением, т.к. пациенты должны хорошо видеть, чтобы безошибочно нажимать на кнопки.

Задача
Так называемая "фаза запоминания" зависит от уровня сложности. Пациент запоминает положение картинки. После определенного времени - или нажатия клавиши «ОК» – картинка будет перевернута, нужно найти её.

Учебные материалы
Программа содержит  464 картинки (объекты, геометрические фигуры и буквы). Количество одновременно отображаемых картинок меняется от 3 до 16.

Уровни сложности
Предусмотрено  20 уровней сложности, они определяются количеством картинок на экране.

Эффективность
Многие нейропсихологические исследования доказывают высокую эффективность применения процедуры «Топологическая память».

Фигуральная память (BILD)

Краткое описание
Эта процедура тренирует фигуральную память. Пациент запоминает картинку с объектом и должен нажимать клавишу только тогда, когда соответствующая картинка проезжает мимо стрелок.

Показания
Данный тренинг предназначен для всех видов памяти (особенно для оперативной памяти, вербальной и невербальной). Применяется  для взрослых и детей от 11 лет.

Основные требования к пациенту
Не применяется для пациентов с плохим зрением, т.к. пациенты должны хорошо видеть, чтобы безошибочно нажимать на кнопки.

Задача
Пациент запоминает картинку с объектом или текст и должен нажимать клавишу только тогда, когда соответствующая картинка/текст проезжает мимо стрелок.

Учебные материалы
Благодаря VGA-графики и высокому разрешению  изображения, картинка выглядят очень эффектно. Что касается шрифтов, то они большие и удобные для чтения.

Уровни сложности
Предусмотрено несколько уровней сложности.  При самом низком уровне пациент должен запомнить один объект, а на самом высоком уровне - девять объектов.

Эффективность
Многие нейропсихологические исследования доказывают высокую эффективность применения процедуры «Фигуральная память».

План на день (PLAN)

Краткое описание
Эта процедура очень тесно связана с повседневной жизнью, в которой пациент должен организовать свой распорядок дня. Она направлена на улучшение исполнительных функций или, скорее, на создание стратегии, как планировать. Эта процедура развивает основные когнитивные навыки.

Показания
Применяется для взрослых пациентов с нарушениями исполнительных функций, особенно в способности планировать. Способность планировать и организовывать повседневную жизнь является наиболее сложным человеческим навыком. Этот навык может быть нарушен в результате любого повреждения головного мозга. Процедура «План на день» может также использоваться для тренировки памяти, но не рекомендуется при очень тяжелых и серьезных нарушениях головного мозга.

Основные требования
Для эффективности процедуры пациент должен чётко понимать задачу. Присутствие терапевта во время занятий настоятельно рекомендуется.

Задача
Процедура требует, чтобы пациент решил набор задач в определённом порядке. На экране отображен "город" с высоты птичьего полета, пациент должен пройти по дорожкам в соответствии с поставленной задачей.

Есть три вида задачи:
1. Выставить приоритеты
2. Минимизировать длину пути (и, следовательно, вложиться в необходимое время)
3. Осуществить максимальное количество успешно выполненных задач.
Уровень сложности характеризуются изменением различных параметров.
Учебные материалы
Эта процедура может генерировать практически бесконечное количество различных задач с помощью все новых и новых комбинаций, обеспечивая, таким образом, изменения и разнообразие занятий.

Эффективность
Профессором Йоахим Функе (Гейдельбергский университет) доказано, что процедура последующего развития «План на день», улучшает навыки пациентов планировать и организовывать свое время.

Логическое мышление (LODE)

Краткое описание
Данный тренинг направлен на повышение логического мышления (рассуждения). Пациент, выбирая символ, корректно завершает строку символов, которая строится определенным логическим правилом, или сочетанием логических правил.

Показания
Обучение предназначено для пациентов с приобретенным церебрально-органическим ущербом, когда можно наблюдать нарушения в логическом мышлении. Часто причиной является  деменция, инсульт, хроническое злоупотребление алкоголем и т.д.

Основные требования
Для обучения основным требованием является способность пациента сосредоточиться на задаче в течение длительного времени. Пациент должен быть в состоянии сделать абстрактно-логические выводы. Применяется  для взрослых и детей от 12 лет, если они способны выполнять абстрактно-логические выводы.

Задача
Из набора различных символов пациент должен выбрать тот, который правильно продолжит данную последовательность.

Учебный материал
Последовательность символов (круги, треугольники, квадраты и т.д.) различной формы, цвета и размера  связана определенным правилом. Для правильного ответа есть определенные подсказки (форма, цвет, и/или размер).
Уровни сложности
Доступны 23 уровня сложности. С увеличением уровня сложности пациент должен наблюдать различные уровни абстракции, чтобы найти правильное решение. В более высоких уровнях все три компонента - форма, цвет и размер - изменяются согласно сложному ритму.

Эффективность
Многие нейропсихологические исследования доказывают высокую эффективность применения процедуры «Логическое мышление».

Тренировка визуализации (SAKA)

Краткое описание
Эта процедура для пациентов с плохим визуальным восприятием. Пациент должен нажать левую/правую кнопку, когда слева/справа соответственно от солнца появится фигура.

Показания
Эта процедура для пациентов с плохим визуальным восприятием.

Основные требования к пациенту
Не применяется для пациентов с плохим зрением, т.к. пациенты должны хорошо видеть, чтобы безошибочно нажимать на кнопки.

Задача
Пациент смотрит на 2-мерный пейзаж. Большое солнце расположено в центре экрана. Фигура появляется слева или справа от солнца на разных расстояниях. Каждый раз, когда пациент замечает фигуру, он / она должен нажать соответствующую кнопку.

Учебные материалы
На экране вы можете видеть фигуры (цифры, символы, животные, автомобили, мотоциклы), появляющиеся слева или справа от солнца на разных расстояниях. Объекты уменьшаются на более высоких уровнях.

Уровни сложности
Имеется несколько уровней сложности в соответствии с размером объектов (крупный, средний, мелкий).

Эффективность
Многих нейропсихологических исследованиях доказывают высокую эффективность применения процедуры «Тренировка визуализации».

Визуально-моторная координация (WISO)

Краткое описание
Целью является обучение пациентов с нарушениями визуально-моторной координации.

Показания
Подходит пациентам с повреждённой моторикой, черепно-мозговыми травмами и зрительно-двигательными функциями.

Основные требования
Подходит пациентам, которые самостоятельно могут использовать джойстик или клавиатуру.

Задача
На экране отображаются точка и цветной круг (абстрактный режим) или бабочка и цветок (игровой режим). Точка и бабочка называются "Курсор", круг и цветок "Фигура". Пациент перемещает «Курсор» в «Фигуру» с помощью джойстика или клавиатуры, после чего «Фигура» начинает двигаться по непредсказуемому пути. Пациент должен следовать за движениями с помощью джойстика или клавиатуры.

Уровни сложности
Уровень сложности адаптируется к возможностям пациента.

Например:
- размер фигур,
- скорость вращения фигур
- тип движения (например, предсказуемый или непредсказуемый)

Эффективность
Многие нейропсихологические исследования доказывают высокую эффективность применения процедуры «Визуально-моторная координация».